Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 22"
г. Ангарск
  • Профилактика социально-негативных явлений

    Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

    Система работы ОУ по профилактике правонарушений несовершеннолетних

    Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ  ООШ №  22  осуществляется на основании закона РФ № 120 – ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 

    В соответствии с ФЗ образовательная организация:

    выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.

    Федеральный закон от 24.07. 1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".  Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

    Конвенция ООН о правах ребёнка— международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках.  Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

    В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в образовательной организации организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы. Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.

    Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в ОПДН, внутришкольном учете.

    СХЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

    • защита жизни и здоровья детей;
    • профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
    • пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
    • пропаганда культурно-семейных ценностей;
    • оказание учащимся помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

    ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

    • создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
    • обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
    • организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
    • повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
    • координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
    • сотрудничество с организациями и службами г. Ангарска по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
    • осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.

    ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

    • законности;

    • демократизма;

    • гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней;

    • индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

    • обеспечения ответственности должностных лиц;

    • комплексности;

    • дифференцированности;

    • многоаспектности;

    •последовательности;
    • ценностный подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности
    .

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    1. Устав школы.

    2. Локальные акты:

    • «О Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних»,
    • «О порядке учета семей и учащихся, находящихся в социально опасном положении».

    ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

    Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов работы.

    • План воспитательной работы школы, планы работы классных руководителей, план работы педагога-психолога содержат раздел «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся».
    • План работы Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности.
    • План работы с семьями и учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации.
    • План работы с ОПДН.
    • Планы классных руководителей по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

    ФОРМЫ РАБОТЫ

    В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы:

    • выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;

    • рейды по неблагополучным семьям;

    • деятельность Совета профилактики школы;

    • организация родительского лектория;

    • индивидуальные беседы с учащимися, родителями;

    • работа с документами;

    • диагностика;

    • индивидуальные и групповые консультации;

    • работа по профориентации;

    • родительские собрания («О повышении ответственности родителей за воспитание детей»), общешкольные собрания с участием членов КДН, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;

    • организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;

    • оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;

    • организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении

    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями)

     Приказ О создании Совета профилактики правонарушении безнадзорности и употребления ПАВ на 2023/2024 учебный год.

    Положение о постановке  на учет учащихся и семей, находящихся в социальном опасном положении

     Положение  о совете профилактики правонарушении, преступности и безнадзорности  учащихся

    Положение об индивидуальной профилактической работе

     План воспитательной работы  МБОУ «ООШ №22» г Ангарск

     План совместных профилактических мероприятии ОДН МВД России ОП -2 г .Ангарска

    Алгоритм дейсвий в случаях неявки в образовательную организацию без уважительной причины, по исполнению ст 9 Закона Иркутской области от 05.03.2013 г№7=оз ----

     Ссылка :https://irkutsk-pravo.ru/zakon/2010/03/05/n-7-oz/

    Алгоритм действий по выявлению детей и семей, находящихся в социально-опасном положении

    Алгоритм действий педагогических работников по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из семей, образовательных учреждений и организации их розыска

    Алгоритм действий при несчатном случае с обучающимися- Кристина Михайловна

     Единный реестр организаций социальной сферы , общественных организации, служб доверия, оказывающих на территории Иркутской области психологическое сопровождение и реабилитационную помощь несовершеннолетним, их семьям, оказавшимся в кризисной ситуации.

    Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних

    Безвестное отсутствие ребенка

    Самовольные уходы – это добровольное, самовольное оставление дома. Безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение некоторого времени с момента факта его отсутствия или с момента наступления времени, условленного для возвращения. 

    Предоставленный сам себе ребенок может попасть под опасное влияние или втянут в преступные, антиобщественные (аморальные) действия, но самая главная опасность, что ребенок может стать жертвой преступления. Но большинство детей, в силу возраста, не понимают, какими тяжелыми могут быть последствия.

    Некоторые родители не осознают, какой опасности подвергают жизнь и здоровье своего ребенка, НЕСВОЕВРЕМЕННО обращаясь в полицию о розыске. Кто-то думает, что заявление в полицию можно подать только через 3 дня, кто-то пытается искать своими силами, боясь огласки внутрисемейных проблем, кто-то вообще решил, что ребенок погуляет и вернется сам.

    Уважаемые родители, помните, что жизнь и благополучие детей в Ваших руках!

     Что делать родителям, если ребенок потерялся:

    • В случае исчезновения ребенка следует незамедлительно обратиться в отдел полиции.
    • Чем меньше прошло времени с момента его исчезновения, тем быстрее ребенок будет разыскан.
    • При обращении в отдел полиции возьмите с собой документы, содержащие сведения о пропавшем ребенке с его фотографией.
    • При описании пропавшего ребенка обязательно укажите его основные приметы, опишите его одежду. Дежурный по отделу полиции не имеет права отказывать в приеме заявлений о пропаже несовершеннолетних, и обязан принять их незамедлительно. При обращении в отдел полиции гражданин лишь констатирует факт исчезновения несовершеннолетнего


     

    Если родитель не обратился, либо обратился  несвоевременно  в полицию с заявлением о его розыске, то существуют все основания привлечь родителя к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, так как бездействие родителя подвергает опасности жизнь и здоровье ребенка.

    Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по каждому факту самовольного ухода проводятся проверки, с целью выяснения причин и условий уходов, а также предотвращения повторных инцидентов. Бывают случаи, когда несовершеннолетний просто загулялся, телефон разрядился или были другие причины, когда родители не могли установить, где же находится их ребенок, и обращались в полицию. По результатам проверки устанавливается, что подобные случаи не являются самовольным уходом. Если же факт самовольного ухода ребенка подтвержден, дети и их родители приглашаются на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. И хотя самовольный уход сам по себе не квалифицируется как противоправный поступок, он является основанием постановки ребенка, а иногда и семьи, на профилактический учет, для проведения различных мер с целью предупреждения безнадзорности и беспризорности ребенка.

     Каковы же причины ухода детей из дома?

    1. В большинстве случаев - это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Чаще всего это конфликтные ситуации в семье. Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-14 лет. Ребенок стремится уйти от проблем, поддаваясь эмоциям и не осознавая, что вместо решения проблемы он порождает массу других.
    2. Другой распространенной причиной является семейное неблагополучие, злоупотребление родителями спиртными напитками. Отрицательное поведение родителей порождает нежелание ребенка возвращаться в семью. Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. * Уходы из внешне благополучных семей могут быть связаны с занятостью родителей на работе. Подросток предоставлен в течение дня сам себе, что способствует его привыканию к бродяжничеству на улицах города, общению детьми, ведущий подобный образ жизни. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был занят организованной формой досуга во внеурочное время.
    3. Есть случаи ухода подростков из семей, где наоборот существует очень жесткий контроль за поведением ребенка, в этом случае побег вызван стремлением детей выйти из под контроля родителей, самоутвердиться и жить самостоятельно.
    4. Проявления девиантных форм поведения: некоторые подростки не любят учиться, не хотят работать или заниматься чем-либо полезным, хотя в настоящее время существуют и возможности, и ресурсы для их трудоустройства или продолжения обучения в самых доступных формах в целях получения полного среднего образования. В некоторых случаях склонность к бродяжничеству может быть обусловлена отклонениями в психическом развитии.

    Хочу такой сайт

      Уважаемые родители! Если Ваш ребенок уходит из дома, или угрожает сбежать из дома – не игнорируйте эти сигналы.

      Первый самовольный уход прорывает психологический барьер ребенка и нарушает его связь с семьей. Поведение ребенка является зеркальным отражением ситуации в семье. Не пытайтесь просто навязывать детям свою волю, свой контроль, детей нужно понять и принять. Будьте мудрее!

      В случае ухода вспомните все, о чем говорил ваш ребенок в последнее время. Обзвоните друзей и знакомых подростка, учителей. Проверьте, вел ли он дневник (в письменном или в электронном варианте). Проверьте, не взял ли ребенок из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы.

      Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов и ребенок не найден, незамедлительно сообщите об этом в дежурную часть, МВД России по месту жительства, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в образовательное учреждение, где обучается ребенок?

    Алгоритм действий педагогических работников при самовольных уходах несовершеннолетних из семей, образовательных учреждений и организации их розыска:

    1.    Действия педагогических работников при установлении фактов самовольного ухода несовершеннолетних и организации их розыска:

    1.    В случае получения сведений о факте самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи или учреждения незамедлительно информируют управление образования, отдел ПДН и КДН и ЗП.

    2.    При обращении родителя по факту самовольного ухода ребёнка из семьи, оказывают ему помощь в написании заявления в отдел МВД России по г Ангарску.

    2.    Действия после возвращения несовершеннолетнего в семью:

    1.    Под руководством администрации школы по каждому факту самовольного ухода обучающегося проводится педагогическое расследование с целью выяснения и устранения причин и условий, способствующих его совершению, и оформляют результаты педагогического расследования в виде заключения.

    2.    В течение 7 рабочих дней направляют в отдел образования, КДН и ЗП заключение по результатам педагогического расследования, а также информацию о первичных мероприятиях по его реабилитации и предупреждению повторного самовольного ухода.

    3.    Осуществляют индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним, совершившим самовольный уход, и его семьей.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie